Что изменилось в правилах взыскания задолженностей коллекторами
РЕКЛАМА
Услуги банков и микрофинансовых организаций пользуются большой популярностью среди населения благодаря возможности получить денежные средства на какие-либо нужды. Однако, если банки работают по определенному графику, а также могут отказать в выдаче денег в долг, ситуация с МФО обстоит проще. Организации предлагают более лояльные условия к заемщикам, а также многие из них работают круглосуточно, поэтому найти подходящий займ среди большого выбора можно в любое время суток.
Однако обращение в МФО несет в себе серьезные риски, такие как возникновения значительных задолженностей. В случае невыполнения обязательств перед МФО должники могут столкнуться с коллекторами, что создает дополнительный стресс. Коллекторские агентства действуют в рамках закона, однако могут встречаться и не самые добросовестные сотрудники. Поэтому в феврале 2024 года начал действовать обновленный закон, посвященный регулированию деятельности коллекторских агентств. Внесенные в него поправки были призваны установить единые стандарты взаимодействия коллекторов с должниками. Изменения затронут и самих клиентов банков и МФО, которые не смогли расплатиться по займам и кредитам.
В обновленном законе сейчас имеется понятие «коллектор». Так теперь официально называют сотрудников коммерческих организаций, выкупивших долг у МФО или банка. Также благодаря поправкам появились требования к квалификации коллекторов. Теперь взысканием задолженностей не имеют права заниматься граждане с неснятой или непогашенной судимостью за умышленные преступления в экономической сфере, а также против личности или государственной власти.
Кроме того, в законе появилось еще одно новое понятие – «автоматизированный интеллектуальный агент». Такое название носит программа, предназначенная для взаимодействия с должниками без участия сотрудников коллекторских агентств. Роботизированная система будет самостоятельно сообщать о размере задолженности. В случае необходимости должник сможет переключиться на общение с реальным человеком — сотрудником коллекторского агентства.
Были внесены изменения и в порядок направления уведомлений. Как коллекторские агентства, так и микрофинансовые организации смогут использовать для этого «Госуслуги». Однако они смогут отправлять уведомления, только если сам должник включит соответствующую опцию в настройках своего аккаунта на государственном портале.
Эксперты отмечают, что принятые поправки очень полезны, поскольку должники теперь будут лучше проинформированы о том, чем занимаются коллекторские агентства. Также теперь появится выбор взаимодействия — через АИА или через общение с реальным человеком.
Многие эксперты предполагают, что поправки были приняты из-за того, что на коллекторов поступает очень много жалоб. Согласно статистике, предоставленной ФССП, их количество за последнее время существенно выросло. Это свидетельствует о том, что все больше россиян узнает о своих правах и понимает, как работают черные коллекторы на территории России. Благодаря этому, должники, столкнувшиеся с недобросовестными коллекторскими агентствами, начали чаще информировать вышестоящие органы о допущенных коллекторами нарушениях.
При этом другие эксперты отмечают, что немало жалоб граждан в действительности не имеет под собой никаких оснований. Якобы таким образом они пытаются отсрочить погашение имеющихся задолженностей. Отмечается, что современные коллекторские агентства тщательно следят за своей репутацией, поэтому нарушений новых требований, скорее всего, будет очень мало.